Главная » Статьи » Мои статьи

КРОССОВКИ - РОСКОШНОЕ СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

КРОССОВКИ - РОСКОШНОЕ СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Во времена господства "аскетичных" кед кроссовки были для советского народа (особенно юного) не просто удобной и красивой спортивной обувью. Кроссовки олицетворяли "модность", престиж, были одним из ярких символов "сладкой западной жизни".

Однако, излюбленная демократичная обувь американского "народа" долго не пользовалась вниманием мэтров "высокой моды". Но прошли времена, когда модницы фыркали при виде лампасов и олимпиек. Год назад на показе Карла Лагерфельда стройные манекенщицы в шикарных платьях с оборками вышагивали необыкновенно бодрой, пружинистой походкой. С первых рядов сквозь темные очки их разглядывали главные редакторы модных журналов. Что они видели на гламурных ножках красавиц? Кроссовки Reebok - белые и цвета хаки, полосатые и золотые.

Все марки люкс от Louis Vuitton до Prada, словно сговорившись, предлагают в своих новых коллекциях "спортивный шик". Побеждает обычно смелейший: новый продукт Adidas for Yohji Yamamoto стал хитом в одночасье. Спортивная марка и японский дизайнер-концептуалист соединили свои усилия и породили любопытный микс. Высокие боксерские бутсы из замши, перевязанные шелковым шнурком от кимоно, кроссовки из расписанного хризантемами шелка, теннисные туфли из сетки и с люрексом. Дикость? Красота!

Вообще, независимому наблюдателю ситуация с кроссовками представляется каким-то всемирным заговором. Дошло до того, что фирма Nike, до сих пор твердо заявлявшая, что занимается кое-чем поважнее моды, выпускает новую модель Presto с новой системой размеров: помимо длины ступни теперь учитывается полнота - small, medium и large. Больше похоже на нижнее белье, не правда ли? Понять причины чудесного симбиоза можно, наверное, лишь проследив триумфальный путь кроссовок к подиуму.

BACK in USSR!

Первыми ласточками, оживившими невзрачную кедную стаю в спортзале, были "адики". Лаконичные темно-синие тапочки из искусственной замши, на резиновой подошве, с тремя белыми полосками на боку и трилистником на пятке в начале восьмидесятых носили редкие пижоны-счастливчики. Их "доставали" у фарцовщиков, по спецзаказам и в загранкомандировках. Как, впрочем, и все импортное, будь то "ливайсы" или "бубльгум". По неизвестным причинам именно на производство кроссовок Adidas в 1983 году купили лицензию отечественные производители. Обувка, конечно, получалась так себе, но ее качество не играло решительно никакой роли. Кроссовки - и этим все сказано. Вскоре скудный кроссовочный ассортимент пополнился второй маркой - кроссовками Puma, они же "Рита".

Кстати, судьбы Adidas и Puma пересекались не только в нашем отечестве. Обе марки ведут свое происхождение от немецкого семейства Дасслеров. Старший брат - Ади Дасслер - основал, понятно, Adidas. Любопытный факт: адидасовские пиарслужбы скрывают точное написание его полного имени - не то Adolf, не то Adolph, а то и вовсе Alfred. Боятся, видимо, неприятных ассоциаций.



Судя по такой чувствительности, именно первый вариант - настоящий. Тем более что некоторые папы и мамы любят зарифмовать имена своих чад. А братца Ади звали как раз Рудольф (Rudolf). Он-то и придумал фирму Puma в 1948 году, на двадцать три года позже старшего брата. У Дасслеров сильны семейные традиции. Ади Дасслер II, внук первого, запустил несколько лет назад крайне модную нынче марку A.D.One. Разумеется, тоже спортивную.
На этом месте нашу небогатую пока лейблами историю пора перенести в мир иной, точнее, западный

SNEAKERS-NATION

Кроссовки в Америке чаще всего называют именно sneakers. Семь миллиардов долларов тратит ежегодно на кроссовки нация "сникерсов". Тысячи людей покупают, носят и коллекционируют их. В поисках нужной пары они перерывают Интернет и устремляются в разные концы своей большой страны. Они пишут книги, песни и создают бесчисленные сайты, посвященные кроссовкам.

Бывший баскетболист Чарльз (Чак) Тейлор и промышленник Маркиз М. Конверс объединились в 1936 году, когда баскетбол стал в Берлине олимпийской дисциплиной. Они придумали комфортные парусиновые туфли на резиновой подошве, с укрепленным мысом, на шнуровке и высотой до середины лодыжки. Удобно - уменьшает риск растяжения ступни. Сбоку, на уровне той же лодыжки, был приклеен защитный резиновый кружок со звездой, эмблемой этой классической модели All Star Converse.



Именно они стали прототипом классических кедов, распространились далеко за пределы баскетбольных площадок и до сих пор являются эталоном удобства и стиля для миллионов приверженцев практичной обуви независимо от пола и национальности.

Обувной прогресс не уступал по своим масштабам техническому. К середине семидесятых свои модели обуви были уже у всех видов спорта. Кому-то высокие, кому-то низкие, одни с шипами, другим с полосками. Закон рынка - разнообразие. Одновременно со специализацией рождается несметное количество марок, у каждой своя занимательнейшая история. Коммерческий успех - вещь зачастую необъяснимая. Кто мог знать, что запятая, за которую основатель Nike Фил Найт заплатил дизайнеру тридцать пять долларов, станет поистине золотой? Но вот сотрудничество со звездами спорта - это довольно логично. Логично, что марки дерутся за право обувать кумиров "самой здоровой нации", первой превратившей спорт в шоу-бизнес. Разбуди в четыре часа ночи американского мальчишку - и девять из десяти скажут, что носит форвард "Чикаго Буллз", а что - чемпион мира по бегу на короткие дистанции.


А еще этот заспанный мальчишка наверняка скажет, что именно в "конверсах", классических, All Star, умер от передозировки героина Курт Кобэйн. Да и выступал он по большей части в них же. На середину восьмидесятых пришелся пик любовного романа музыкантов и кроссовок. Звезда хип-хоп Ice Tea выбирает все те же "конверсы", рэпперы Run DMC появляются исключительно в белых с тремя полосками адидасах (внимание: шнурки не завязаны или вообще отсутствуют!) и записывают гимн любимой марке - My Adidas, а Мик Джаггер и вовсе идет под венец с Бьянкой не в чем-нибудь, а в кроссовках. A.D.I.D.A.S. - All Day I Dream About Sex - таким шуточным акронимом называет свою песню популярная группа Korn. В любой шутке, как известно, не все неправда. Любовь рокеров и рэпперов к кроссовкам вовсе не говорит об их бессовестной продажности. Используют, мол, фанатичное доверие подростков для пропаганды брэндов, а сами наживаются. Кто-то, может, и был связан рекламными контрактами. Но большинство музыкантов - просто люди, которые вправе любить удобную и демократичную обувь, то есть кроссовки. "Никто не заставит меня рекламировать обувь! Если я хочу сняться в клипе в кроссовках - я буду в них, я могу их себе купить. Мне должно быть удобно, иначе клип просто не получится. А чтобы было удобно, это должен быть мой личный выбор", - говорит Кит, лидер Prodigy, обладатель несметной по нашим понятиям коллекции кроссов. Артисты - люди свободные.


Свобода - понятие неоднозначное. К безумной популярности рэпперов очень быстро добавилась и дурная слава. Певцы рабочих американских окраин проповедовали отнюдь не здоровый образ жизни. Музыка улиц стала в глазах общественности музыкой бандитов и наркоторговцев, гангста-рэпом и нигга-стайлом. Кто читал "Костры амбиций" Тома Вулфа, наверняка помнит, что основным атрибутом юных бруклинских преступников были именно белые кроссовки. (Хотя и главный герой, следователь, добирался до работы в них же, неся в пакетике "сменку", совсем как наши первоклашки.) Среди преступных группировок в США действительно существуют очень четкие, хоть и неписаные, правила кому что носить. Чикагские узнают друг друга по голубым Converse All Star, лос-анджелесские - по классическим "найкам" с запятой Cortez, техасские щеголяют черными высокими All Star, а бандиты из Висконсина выбирают черные кроссы с красными или синими шнурками. Кому - татуировки, кому - кроссовки.

Громких историй, связанных с кроссовками, - и страшных и смешных - можно порассказать немало. Здесь и эксплуатируемые магнатами индонезийцы, и несколько сотен сектантов, совершивших массовое самоубийство, причем все как один, собираясь в последнее путешествие, надели кроссовки. Можно вспомнить также истории о том, как Nike спешно изъяла с рынка модель Allah и была вынуждена принести извинения мусульманам, а Reebok сел в лужу, назвав очередную новинку Incubus (инкуб - средневековый злой дух, насиловавший женщин во сне). Все, что есть в нашей жизни, есть и во вселенной кроссовок - здоровье, религия, секс, спорт, искусство, преступления.


Но это все же не объясняет, почему именно их, а не ковбойские сапоги или лаковые шпильки носят и стар и млад, и желтый и черный, и с юбкой и с трениками. "Походив однажды в кроссовках, ты уже не можешь ходить ни в чем другом... потому что они так удобны!" - простой и верный ответ дает, как обычно, Жан-Поль Готье. "Я делаю всю обувь, как кроссовки. Только стараюсь, чтобы модели выглядели не такими спортивными, а больше походили на городскую обувь". И Готье не одинок: будущее, которое кроссовкам пророчили с середины девяностых, наступило. Все мало-мальски уважающие себя дизайнеры взяли их на вооружение, все фирмы их производят, все стилисты - рекомендуют. "Бальные" кроссовки от Yamamoto соперничают с туфлями "как для боулинга" от Prada.
Мы об этом мечтали. Мы мечтали об модной, эффектной и оригинальной и при этом удобной обуви. Поэтому, завершая наш рассказ, рассмотрим элементы удобства.



Хотя для повседневных нужд лучше всего подходит теннисная обувь - и при ходьбе удобнее, и изнашивается не так быстро, - большинство покупателей все же предпочитают беговые кроссовки. Именно в них сосредоточены самые передовые технологии, а хайтековский имидж в наше время многого стоит.

COMFORT for FEET

Поэтому для того, чтобы понять внутреннее устройство такой обуви, распотрошить интереснее именно беговые кроссовки. Для этой процедуры возьмём экземпляр марки Asics, которую выбирает половина бегунов на длинные дистанции. Эта японская компания-долгожитель выпускает спортивную обувь с 1949 года - даже основатель Nike начинал свою карьеру в Америке как дистрибутор Asics.

Итак, приступим к хирургической операции. Первой, не без труда, отделяется довольно тонкая и легковесная черная пористая резина, которая защищает подошву от изнашивания. На обуви, предназначенной для зала, защитной резины нет - ее место занимает подошва из синтетического каучука, в простонародье называемого "манной кашей". Каучук великолепно сцепляется с любыми, в том числе и мокрыми, поверхностями, но подвержен повышенному износу на асфальте.

Под защитной черной резиной находится жизненно важный орган - средняя подошва. Эффект ее упругости достигается без какого бы то ни было участия резины. В 1973 году Asics попробовал использовать для изготовления подошв этилвинилацетат (EVA). Идея оказалась настолько удачной, что вот уже двадцать пять лет все ведущие мировые производители спортивной обуви предпочитают этот материал. Но у этилвинилацетата есть существенный недостаток - при интенсивном беге он не успевает полностью восстановить форму. Этого недостатка лишен суперэтилвинилацетат (SpEVA), в структуру которого добавлены специальные упругие элементы. Именно из "супер-ЕВЫ" и делается наиболее продвинутая обувь.

Но и она не всегда справляется с амортизацией и гашением ударов. Поэтому, продолжив препарирование кроссовки, настойчивый исследователь наверняка обнаружит в районе пятки внутри средней подошвы инородные тела. Они могут представлять собой что угодно - от хитроумных пружинок до лучезарных светодиодов. До недавнего времени наиболее популярными пяточными амортизаторами были капсулы со сжатым воздухом, которые производители часто выставляли напоказ. Самый последний хит - специальные капсулы с несминаемым амортизирующим гелем, о присутствии которых гласит специальная надпись на подошве - GEL.
Верхний слой подошвы представляет собой специально отформованный стабилизатор пятки, который обеспечивает дополнительную устойчивость задней части стопы и защищает ее от нежелательных боковых движений.

А теперь отложим в сторону скальпель и проведем наружный осмотр. Верх кроссовок делается либо из специальной синтетической сетки, обеспечивающей хорошую вентиляцию и легкий вес, либо из кожи, идеально подходящей для уличной обуви. Вопреки распространенному мнению, искусственная кожа, производимая в Японии и используемая ведущими производителями (например Asics RhinoSkin), дороже натуральной и встречается только в топовых моделях. Искусственная кожа является лидером по таким показателям, как эластичность и износостойкость, и выдерживает тест на излом несравненно лучше, чем натуральная. Из-за дороговизны ей обычно отделывают только наиболее трущиеся части обуви.

И последнее, что можно отодрать от кроссовок, - полоски, которые образуют логотип фирмы. В высококлассной обуви эти полоски служат не столько для декоративных целей, сколько для дополнительной поддержки стопы внутри обуви. Так что отдирать их не советуем - тем более что мы уже сделали это за вас.

Категория: Мои статьи | Добавил: vary (15.11.2010)
Просмотров: 873 | Рейтинг: 0.0/0